ПРОГРАММА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В ТУРКМЕНИСТАНЕ. Новая редакция

02-06-2011


Введение

Сложившееся в нашей стране с 1991 года общественно-политическое устройство является средневековой деспотией со всеми ее атрибутами: отсутствием реальных выборных органов власти, недоступности социальных благ для большинства населения, разрушительным характером экономических процессов, отсутствием внешней политики, ориентированной на национальные интересы. Такая ситуация стала возможной в результате того, что на момент развала СССР коррумпированная партийно-хозяйственная верхушка Туркменской ССР не позволила начать государственное строительство и создание политических партий в республике. Путем массовых репрессий ,беспощадного подавления инакомыслия она добилась того, что вся власть стране и ее богатства сосредоточились в ее руках. Именно поэтому даже смерть диктатора Ниязова не изменила ситуацию в стране к лучшему, они просто назначили другого «президента». До тех пор пока эта криминальная группировка будет управлять страной в Туркменистане не будет ни реальной государственности, ни самостоятельных политических партий. В этих условиях мы считаем, что туркменистанцы должны обьединяться в различные политические формирования для борьбы за освобождение нашей страны от международной преступной группировки, захватившей власть. Предлагать различные программы государственного строительства после достижения возможности самостоятельного функционирования нашей страны. Общественно-Политическое Движение «Ватан», наряду с активным участием в борьбе по достижению Туркменистаном реальной самостоятельности, предлагает свою программу реформ и развития Туркменистана.

Ниже представлены идеи преобразований, в которые верит ОПД «Ватан» и которые будет отстаивать и проводить в жизнь, в случае, если ответственность за страну после падения преступной власти ляжет на наше Движение и наших единомышленников.

Мы являемся убежденными сторонниками демократической светской модели государства, либеральной рыночной экономики и эффективной социальной политики для малообеспеченных слоев населения. Мы принципиальные противники каких-либо отступлений, пусть даже временных, от проверенных историей ценностей истинной демократии и рыночной экономики, попыток найти некий особый экзотический путь развития, ведущий в конечном итоге в тупик.

Государственное устройство

Строительство новой государственной системы управления начнется на следующий же день после падения нынешнего режима. В течении одного года исполнительная власть будет осуществляться правительством переходного периода, образованным из профессиональных и авторитетных специалистов. Основная задача Переходного правительства – обеспечить оперативное управление страной до выборов нового парламента и нового правительства. Параллельно должно идти общественное обсуждение нового государственного устройства. ОПД «Ватан» придерживается идеи сформирования Конституционного Совета для разработки и предложения на референдум проекта новой Конституции Туркменистана. В функцию Совета будет также входить формирование и координация деятельности государственных ведомств парламентской формы подчинения. Мы также сторонники привлечения в эту работу экспертов из признанных международных демократических институтов и организаций.

Мы исходим из того, что на выработку, обсуждение и принятие на всенародном референдуме новой Конституции Туркменистана должно уйти 6 месяцев. В течение этого времени должны быть избраны постоянно действующие органы самоуправления в в сельских административных единицах – оба генгеши, работающих на общественных началах. Еще через три месяца должны пройти выборы депутатов в районных, городских и областных советов-генгеши. Эти выборные органы будут работать в совокупности три месяца в году с оплатой из государственного бюджета. Основными задачами этих генгеши будут контроль за соблюдением конституционных норм на данной территории, а также выбор и назначение местных органов исполнительной власти и контроль за их деятельностью. По истечении одного года должны быть проведены выборы в однопалатный парламент Туркменистана — хокумет генгеши.

Мы будем стремиться ограничить переходный период одним годом, чтобы за этот необходимый срок запустить новый механизм государственного устройства и управления. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Мы уверены, что после падения диктатуры тяга народа к новому демократическому устройству будет особенно сильной и мы обязаны использовать эту энергию и настрой людей для выработки и утверждения принципов народовластия. Это также позволит уйти от подковерной борьбы за власть с непредсказуемыми последствиями, которая будет неизбежной, если механизм нового прозрачного процесса выборов и смены власти не будет быстро приведен в действие. Только после этого можно будет с уверенностью констатировать о создании правовой основы для цивилизованного управления страной и функционирования многопартийной системы.

Мы сторонники провозглашения Туркменистана парламентской республикой. Полагаем, что парламент должен быть однопалатным и работающим на постоянной основе. Мы также исходим из того, что полномочия президента страны, который является главой государства, будут ограничены Конституцией республики. Он будет наделен представительскими функциями, без права вмешательства в деятельность исполнительной ветви власти. Президент избирается парламентом сроком на 5 лет и не может пребывать на этом посту более двух сроков. После выборов, парламент избирает премьер-министра, который затем представляет ему на утверждение новый состав правительства. С момента утверждения парламентом нового состава правительства Конституционный Совет и Переходное правительство отчитываются о своей деятельности в течение года и автоматически прекращают свою деятельность.

Мы предлагаем установить пятилетний цикл парламентских выборов с избранием депутатов по партийным спискам и одномандатным округам, с общим числом парламентариев в 180-220 человек.

Исполнительная власть возглавляется осуществляется председателем Кабинета министров-премьер министром. Он должен быть кандидатом партии, получившей больше половины мест в парламенте. Если такого большинства нет, то выбор премьера должен быть результатом коалиции партии, набравшей больше всех голосов как ведущей, с другими, меньшими партиями и/или независимыми депутатами, но при этом подобная коалиция суммарно должна постоянно иметь арифметически больше половины мест в парламенте. Правительство не может функционировать и автоматически уходит в отставку, если лишается такого большинства. Если ведущая партия не договаривается о коалиции с другими партиями в установленный законом короткий срок (не более 10 дней), то президент страны обязан распустить парламент и назначить следующие парламентские выборы, которые проводятся не позже чем через 3 месяца. Исполнительная власть в это время осуществляется прежним Кабинетом.

Одним из гарантов сохранения демократических устоев государства и соблюдения прав человека является наличие в обществе свободных средств массовой информации. Свобода печати – одна из незыблемых основ демократии и этот принцип мы будем отстаивать неукоснительно.

Религия будет отделена от государства. Свобода вероисповедания будет защищена. Кроме основных религий, исповедуемых большинством населения, другие религиозные группы и течения не будут встречать противодействия властей, если они не пропагандируют насилие, нетерпимость, любого рода рознь, превосходство одних групп людей над другими.

Государственная власть

На протяжении последних двадцати лет в Туркменистане не существует реального разделения ветвей власти. Вся полнота власти в республике сосредоточена в руках одного человека – нелегитимного президента. После падения диктаторского режима эта ущербная по своей природе система, насильно навязанная нашей стране, будет немедленно демонтирована.

Мы примем все необходимые меры для утверждения принципа реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. При таком положении каждая ветвь власти будет неукоснительно исполнять сугубо присущие ей функции, при этом не вмешиваясь в деятельность других государственных органов.

В правовой сфере мы предложим такие законы, которые будут служить интересам всего нашего народа, а не отдельным политическим силам и группам, а тем более личным интересам и прихоти одного человека. В целях точного и неукоснительного исполнения справедливых законов на благо всего общества мы проведем кардинальные реформы в судебной и правоохранительных органах. Основная суть новой правоохранной системы будет заключаться в том, что она будет подконтрольна как парламенту, так и гражданскому обществу. Руководители министерств и ведомств будут назначаться самим парламентом или по согласованию с ним, если данное конкретное министерство или ведомство входит по определению в структуру правительства и руководитель должен предлагаться на утверждение парламента премьер-министром. Суды, прокуратура и органы следствия приобретут подлинную независимость и перестанут быть пугалом для людей. Их невозможно будет использовать в качестве репрессивных органов для достижения политических и экономических интересов или в борьбе с неугодными и инакомыслящими гражданами.

Сегодня, к сожалению, вся правоохранительная система республики превращена в частное сыскное бюро правящей верхушки, которая бесперебойно обслуживает личные интересы диктатора и его близкого окружения. Преобразование всей системы власти, в том числе и карательных органов, приведут к установлению в нашей стране законности, порядка и долгожданной справедливости и равенства перед законом для всех без исключения. Кроме того, предлагаемые нами меры создадут объективные и гарантированные условия, при которых повторение рецидивов ниязовщины и разного рода башизма на нашей земле в будущем будет невозможно ни при каких обстоятельствах.
Это желает весь наш народ. Этого добиваемся и мы.

Структура новых органов государственной власти должна начать формироваться сразу после падения режима Ниязова в лице Переходного правительства в составе нижеперечисленых министерств, а также государственных ведомств парламентской формы подчинения:

1. Министерство иностранных дел
2. Министерство экономики
3. Министерство финансов
4. Министерство сельского хозяйства
5. Министерство энергетики
6. Министерство транспорта и связи
7. Министерство водного хозяйства
8. Министерство труда и социальной политики
9. Министерство природы и экологии
10. Министерство образования
11. Министерство здравоохранения
12. Министерство культуры и информации
13. Министерство общественного порядка
14. Министерство обороны и чрезвычайных ситуаций
15. Министерство юстиции
16. Государственное управление пограничных войск
17. Агентство национальной безопасности
18. Государственный комитет по налогам
19. Государственный таможенный комитет
20. Государственный комитет по строительству
21. Государственный комитет по статистике

Руководство Кабинетом министров осуществляется Премьер-министром и 2 его заместителями. Все руководители министерств и ведомств являются членами правительства. Плановые заседания Кабинета министров проводятся два раза в месяц.

На местах – областях, городах и районах исполнительная власть осуществляется лицами, назначаемыми Переходным правительством до избрания на эти должности лиц в соответствии с новым законодательством. На местах также будут созданы необходимые структурные подразделения центральных министерств и ведомств.

Республиканские ведомства парламентской формы регулирования:

1. Конституционный Суд
2. Верховный Суд
3. Высший арбитражный суд
4. Генеральная прокуратура
5. Республиканский следственный комитет
6. Центральный банк
7. Центральная избирательная комиссия
8. Комитет по защите прав человека

Внешняя политика

Туркменистан расположен в сложном регионе, на стыке интересов разных государств с различными устремлениями. Задача руководства страны – обеспечить проведение внешней политики, отвечающей национальным интересам. Мирные дружественные и равноправные отношения с непосредственными соседями, с глобальными и континентальными сверхдержавами являются фундаментом эффективной внешней политики. Принцип нейтралитета Туркменистана будет сохранен, но будет наполнен реальным содержанием и качеством. Сейчас нейтральный статус страны эксплуатируется правящей кликой исключительно для своих личных целей. Наша страна, исповедующая демократические либеральные ценности, должна стать открытой для мира.

Национальная политика

Туркменистан является многонациональной страной. В нашей стране издавна живут люди разных национальностей и межнациональная рознь никогда не осложняла внутренний мир. Эта огромная ценность, но она сейчас подвергается постоянным нападкам со стороны властей, дискриминирующим национальные меньшинства. Их права ущемляются режимом открыто и это бомба, закладываемая под будущее страны. Эта практика будет немедленно прекращена. Мы исходим из того, что если в данном конкретном регионе представители национального меньшинства составляют не менее 8% населения, то они будут иметь возможность вести официальную переписку на своем языке, должны работать национальные школы. Их культурные и образовательные центры, создаваемые в стране, будут всячески приветствоваться государством.

Еще одной совершенно забытой режимом частью нашего народа являются туркмены, живущие в других странах. Из число сравнимо с живущими в самом Туркменистане. В некоторых странах туркменские диаспоры составляют большинство отдельных регионов. Они сейчас совершенно не ощущают гуманитарную поддержку со стороны исторической родины. Среди них очень много образованных людей, представляющих значительную интеллектуальную прослойку в своих странах. В новом демократическом Туркменистане они должны видеть свою историческую родину. Они будут иметь возможность облегченного въезда в страну, получать образование и доступное лечение. Их устремления поддерживать и развивать туркменские культурные традиции в странах их постоянного проживания должны поддерживаться Туркменистаном.

Экономическая политика и реформы

Мы подчеркиваем, что здесь указаны лишь концептуальные идеи реформ. За каждой идеей есть обстоятельные обоснования и план реализации, которые в силу их узкопрофессиональной направленности не помещены в данный документ, предназначенный для общедоступного восприятия.

В свое время, абсурдная по своей сути ниязовская система управления породила уродца – криминальную экономику. Она и сейчас там. Это мертворожденное создание уйдет в небытие. Мы не будем пытаться ее переделать. Мы просто будем жить по другим законам и правилам, по которым живет все цивилизованное сообщество. Мы не верим в какой-либо особенный путь, мы нигде его не видели, как не видел его весь остальной мир. Есть только один критерий успешности моделей государственного устройства и экономики – живет ли народ свободно и в достатке. Во всех других моделях, претендующих на альтернативность, нет одного из этих двух элементов. У нас сейчас нет ни того, ни другого, возможно в этом и заключается «свой путь», о котором трубил Ниязов, а теперь и его «наследник».

Мы знаем, как должна функционировать экономика. Нам не надо будет долго вникать в детали экономической действительности нашей страны, мы в ней работали, видели ее изнутри и знаем ее слабости, также как и потенциал. Мы заявляем со всей ответственностью, что не потребуется ждать много лет, чтобы народ почувствовал улучшение качества жизни. Уже через полгода люди смогут оценить результаты наших действий. Мы далеки от популизма, основу нашей команды составляют профессионалы, которым чужды бессмысленная болтовня. Мы верим в наш народ, в его огромный творческий потенциал, стремление к лучшей жизни. Мы знаем, что ему до сих пор не давали возможности работать на себя так, как он может, а значит и на страну. Наша политика будет направлена на высвобождение этой энергии людей. Что такое в конечном итоге страна? Это люди, ее населяющие. Будут они жить в благополучии, так же будет жить и страна.

Идеология нашей экономической модели – либерализм. Мы можем сказать, чего не будет в нашей политике.

Не будет:

— государства, занимающегося бизнесом

— раздутых министерств с большим количеством чиновников

— сложных бюрократических процедур для регистрации и ведения предпринимательской деятельности

— многочисленных проверок предприятий

— лицензий и запретов на экспорт и импорт товаров

— трудностей при проведении операций через банки

— проблем в покупке валюты и двойного курса маната

— нарушений банковской тайны

— произвола правоохранительных органов

— высоких налогов.

Земля будет принадлежать дайханам на праве частной собственности. Государство обеспечит справедливый раздел земли и доступ к воде. Государство не будет диктовать, что выращивать. Весь выращенный урожай будет оставаться в распоряжении дайхан, они смогут его продавать по рыночным ценам.

Приватизация будет проведена постепенно, прозрачно, с информированием населения о ее целях, механизмах реализации и ожидаемых результатах.

Промышленная политика не будет ограничиваться поддержкой традиционных экспортных отраслей, а будет также направлена на создание новых высокотехнологичных производств, призванных диверсифицировать экономику и сделать ее устойчивой к внешним конъюнктурным потрясениям.

Финансовая стабильность имеет в основе сбалансированный государственный бюджет и разумную монетарную политику. Это задачи, соответственно, министерства финансов и Центрального банка. Здесь особенно важна независимость Центрального банка в его финансовой политике, которая служит залогом стабильности национальной валюты. Такая независимость будет обеспечена.

I. Макроэкономика и структурная политика

Главная цель построения новой экономики – постоянное повышение реальных доходов граждан Туркменистана, создание условий, при которых люди смогут реализовать свои способности и получать за это достойное вознаграждение для обеспеченной жизни и спокойной уверенной старости. Мы не обещаем «золотой век», мы говорим: «Зарабатывайте и не бойтесь, что кто-то отнимет вашу собственность или сбережения. Чем лучше вы будете жить, тем лучше будет жить наша страна. Вы — главная ценность для страны и только вами страна сильна».

Экономика Туркменистана экспортноориентирована и импортоемка. У нас большая территория, огромные природные ресурсы и небольшое грамотное, трудолюбивое население. У нас огромный потенциал для быстрого и качественного развития. Мы сделаем экономику нашей страны открытой и основанной на рыночных принципах, при одновременной защите интересов национальных производителей. Мы будем основываться на теоретическом фундаменте и практическом опыте, которые были накоплены наиболее развитыми странами в реформировании и развитии своих экономик. Наше понимание роли государства заключается в его регуляторной функции, создании равных благоприятных условий для всех субъектов экономической деятельности и равноудаленности от них. Мы отвергаем роль государства как игрока на этом поле как нечестную и ведущую к подавлению конкуренции. Мы убеждены, что эти принципы могут и должны быть применены в Туркменистане.

Наряду с общими принципами будут учитываться факторы, присущие нашей стране:

1. Природно-климатические
2. Экономико-географические
3. Социально-культурные.

Экономическая политика будет открыта и прозрачна. Цели и параметры этой политики будут открыто объявляться и обсуждаться. Руководители соответствующих министерств и ведомств будут периодически выступать в средствах массовой информации с отчетами о текущем состоянии дел, причинах принятых решений, ожидаемых последствиях и прогнозах. Альтернативность экономической мысли будет приветствоваться и мнения оппонентов учитываться.

Экономика Туркменистана с момента обретения независимости никогда не функционировала по общепринятым законам. Стиль руководства экономикой, унаследованный с советского времени и сам по себе являющийся ущербным и неэффективным, был доведен за 20 лет до абсурда. В этом «уникальном» порождении нет места для применения универсального экономического инструментария, его нельзя улучшить или подправить, от него надо полностью отказаться и строить новую экономическую модель, основанную на проверенных временем рыночных принципах .

Мы предусматриваем следующие меры на макроэкономическом уровне и в политике структурных реформ.

1. Разработка текущих, средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития страны. Это приоритетная задача, будет возложена на вновь создаваемое министерство экономики Туркменистана, которое будет также ответственно за:

— методическое и организационное руководство разработкой отраслевых, региональных и целевых программ, их внедрением и постоянным мониторингом исполнения;

— разработку положений и формирование структур вновь создаваемых министерств и ведомств экономического блока.

2. Открытость экономики, ее большая вовлеченность в мировое хозяйство потребует повышенния конкурентоспособности экономики Туркменистана. Соответственно целями структурной политики будут:

— либерализация всей экономической жизни республики;

— содействие развитию традиционных экспортных отраслей Туркменистана: нефтегазовой, хлопковой, текстильной. Одновременно будет проведена диверсификация экономики в целях смягчения последствий от неблагоприятной внешней конъюнктуры;

— повышение эффективности предприятий;

— эффективное управление государственной собственностью.

3. Достижение этих целей будeт обеспеченo выполнением следующих задач:

— создание условий для реальной конкуренции на внутреннем рынке и существенное упрощение бюрократических процедур, в сфере бизнеса и предпринимательства;

— сокращение государственного вмешательства в экономику;

— реструктуризация предприятий и перестройка принципов их деятельности в целях обеспечения их прибыльности;

— привлечение инвестиций на перевооружение основных фондов предприятий;

— повышение качества высшего и среднего профессионального образования;

— четкое разграничение собственности на государственную, региональную и местную, в том числе земли;

— четкое определение порядка участия государственных структур в управлении акционерными обществами, в капитале которых будет доля государственной собственности.

4. Приватизация

Приватизация пройдет в два этапа. На первом этапе будут приватизированы предприятия сферы обслуживания, оставшиеся в государственной собственности, мелкие и средние предприятия пищевой и легкой промышленности, а также коммерческие банки и страховая компания. На втором этапе будут акционированы крупные предприятия промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, связи и строительства. В государственной собственности и управлении, в среднесрочной перспективе, из производственных структур останутся железная дорога с подвижным составом, аэропорты со всей инфраструктурой, центральный газопровод, оросительные и дренажные системы, а также жилищно-коммунальное хозяйство. Квартиры, садовые участки полученные на законных основаниях, будут без всякой оплаты переданы в личную собственность владельцам. Владельцы жилья и другой недвижимости получат право беспрепятственно продавать ее, равно как не будет запрета для желающих ее купить.

Учитывая недостаточные возможности национальных инвесторов, а так же большие объемы необходимых ресурсов, опыта, технологий и с учетом первостепенной значимости значения нефтегазовой отрасли для Туркменистана, важнейшим фактором экономической политики станет использование различных режимов недропользования, в том числе соглашений о разделе продукций (СРП), а также договоров концессий, заключаемых с признанными в мире в этой отрасли зарубежными фирмами. Будет обеспечена прозрачность реализации СРП путем реформирования системы бухгалтерского учета и особенности режима СРП, совершенствования системы информации, учета и контроля. Предоставление прав пользования недрами на условиях СРП будет осуществляться только на конкурсной основе.

Скорость приватизации будет зависеть от нескольких факторов:

— предпродажной подготовки предприятий. Это будет касаться только тех предприятий, которые имеют значительные и/или качественные активы или имеют доминирующее положение на местном рынке. В таких случаях будет иметь смысл осуществить комплекс мер, повышающих цену продаваемого объекта;

— полная осведомленность общества о целях приватизации и психологическое восприятие населением этого процесса. С этой целью будет проводиться активная разъяснительная кампания среди населения.

5. Земли сельскохозяйственного назначения будут безвозмездно переданы в частную собственность в следующем порядке:

— разработка процедуры передачи земель сельскохозяйственного назначения тем, кто на ней работает;

— ознакомление населения с этими правилами через радио, телевидение и прессу;

— создание специальной государственной комиссии, представители которой непосредственно будут приезжать на места и проводить собрания с коллективами бывших дайханбирлешиков;

— земли в пределах зоны культурного земледелия должны быть распределены на количество семей, проживающих на данной территории, по принципу «одна семья — один пай». Паи, в зависимости от состояния земель, плодородности, близости к воде будут отличаться по размерам на научно обоснованной расчетной основе;

— каждое крестьянское собрание должно на своем заседании проголосовать за данный порядок и главы семей своими подписями должны заверить протокол общего собрания. Отдельные моменты могут отличаться, главное здесь — участие и выбор самих земледельцев. На земли, полученные ранее в собственность, также должны быть выданы документы, но при условии согласия общего собрания. Целинные земли должны распределяться исходя из имеющихся водных ресурсов. На розданные ранее целинные земли должны быть выданы соответствующие документы;

— полученные земли крестьяне в течение первых пяти лет не могут продать или передать другому лицу. Должен быть определен краткий перечень чрезвычайных обстоятельств, когда земля может быть реализована в течение первых пяти лет на аукционной основе жителю данного района или же гражданину Туркменистана, желающему переехать в данную местность на постоянное место жительства. Дальнейший порядок использования земли (после 5 лет) будет определен Парламентом Туркменистана;

— на этом же собрании, из членов данного коллектива избирается руководящий орган — оба генгеши, состоящий из 3-5 человек и осуществляющий свои функции на общественных началах с переизбранием один раз в 2 года.

6. Все водные артерии будут находиться в государственном региональном или местном управлении и собственности. Лимит отпуска поливной воды будет единым на один гектар и на платной основе. Плата за воду будет устанавливаться по принципу доступности и для учетных целей.

7. Главное в сельском хозяйстве, на наш взгляд, наряду с приватизацией земель является создание возможностей для земледельцев самим распоряжаться произведенной продукцией. В настоящее время отсутствует какая либо мотивация труда даже у тех, у которых якобы земля находится в частной собственности. Поэтому будут созданы все правовые основания для реализации земледельцами своей продукции на тех условиях и тем покупателям, которых он сочтет выгодными для себя. Действующие хлопкозаводы будут акционированы и 50 % акций бесплатно переданы земледельцам района, где расположен данный хлопкозавод. С правом владения и управления, но без права продажи в первые 5 лет. На базе предприятий «Туркменсельхозтехники» будут созданы арендные предприятия, оказывающие услуги земледельцам на добровольной, договорной и платной основе. Впредь будет прекращена практика принудительного направления на сельхозработы школьников, студентов, рабочих и служащих.

8. Главным проводником финансовой политики государства должно стать Министерство финансов Туркменистана, строящее свою работу на основании «Бюджетного Кодекса». Приоретеной задачей Министерства финансов будет являться формирование бюджетов трех уровней:

— государственный;
— областной;
— районный.

Функционально бюджет должен предусматривать:

— создание финансовой базы государства;

— функции экономического регулирования – использование государством налогов (основного источника дохода бюджета) для проведения экономической политики;

— социальная функция предполагает использование Государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

9. Первоочередными задачами Министерства финансов должны являться:

— восстановление в народном хозяйстве Туркменистана учета, отчетности, финансовой дисциплины и контроля;

— прекращение практики взаимных неплатежей хозяйственных субъектов друг другу и невыполнение обязательств перед бюджетом. Министерства финансов совместно с ЦБ и Государственной налоговой инспекцией должны провести анализ ситуации с неплатежами и списанием задолженностей, начиная с 1991 года;

— прекращение практики создания различных внебюджетных фондов за счет средств государства. Все имеющиеся внебюджетные фонды будут консолидированы в госбюджет;

— осуществление комплекса мер по обеспечению финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами, а также органами местного самоуправления;

— внедрение конкурсных принципов распределения бюджетных средств, совершенствование системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурсный режим при рассмотрении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

— ориентация бюджетных расходов на конечные социально-экономические результаты;

— открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

10. В настоящее время в стране нет внятной и стройной налоговой системы. Поэтому первоочередной задачей в налоговой политике должно стать принятие налогового законодательства с целью придания налоговой системе законности, стабильности и прозрачности.

Далее:

— должен повыситься уровень нейтральности налоговой системы, снижено налоговое бремя;

— определен перечень налогов, относящихся к республиканским и местным и их параметры;

— должно быть повышено бюджетообразующее значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, акцизов и пошлин на алкогольную и табачную продукции и предметов роскоши, введен налог, призванный обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой;

— отмена налоговых льгот, не имеющих экономического обоснования; — повышение ответственности налоговых и таможенных служб за налоговую дисциплину;

— предусмотреть меры административного и материального наказания юридических и физических лиц за несоблюдение налогового законодательства.

11. Денежно-кредитная политика — одна из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Будучи системой согласованных мероприятий, эта политика будет направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, экономический рост, высокая занятость, устойчивый платежный баланс. Главным проводником денежно-кредитной политики будет являться двухуровневая банковская система Туркменистана – ЦБ и коммерческие банки, деятельность которых будет базироваться на Законах о «Центральном банке» и «Банках и банковской деятельности».

12. Центральный банк будет независимым в своей политике и решениях. В соответствии с законом Центральный банк будет:

— во взаимодействии с правительством разрабатывать и проводить единую денежно-кредитную политику государства, направленную на обеспечение и защиту устойчивости национальной валюты Туркменистана – маната;

— монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организацию их обращения;

— быть кредитором в последней инстанции, организовывать систему рефинансирования;

— устанавливать правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— проводить государственную регистрацию кредитных организаций и осуществлять надзор за их деятельностью;

— определять валютную политику в соответствии с Законом «О валютном регулировании».

13. Первоочередные меры в денежно-кредитной и валютной сферах:

— введение единого курса маната и обеспечение его свободной конвертируемости по текущим операциям. Проведение курсовой политики является исключительной прерогативой Центрального банка на основе определяемых им макроэкономических ориентиров (инфляция, поддержка платежного баланса);

— отмена безвозмездных отчислений валютной выручки государственных предприятий в Валютный Резерв государства. Постепенное снижение нормы обязательной продажи валютной выручки с ее последующей отменой. Валютный Резерв передается под управление Центрального банка и используется им для целей курсовой политики;

— реструктуризация кредитных организаций: разгосударствление коммерческих банков с отменой незаконной национализации отдельных банков и дальнейшее развитие коммерческих банков в форме акционерных обществ, кооперативной и частной собственности;

— восстановление нормального функционирования банковской системы и ее способности оказывать базовый комплекс услуг;

— повышение капитализации банковской системы и увеличение ее ресурсной базы;

— предоставление независимости коммерческим банкам в проведении процентной и кредитной политики. Льготное финансирование приоритетных для государства отраслей или предприятий должно осуществляться только через государственный бюджет и специализированный государственный банк развития;

— восстановления доверия к банкам со стороны населения и предприятий. Исключительный приоритет принципу сохранения банковской тайны. Запрет предоставлению сведений о клиенте кому бы то ни было, кроме случая запроса Генеральной Прокуратуры по уже возбужденному уголовному делу;

— отмена ограничений на использование владельцем банковского счета своих средств, в том числе снятие наличных. Разрешение для физических лиц на перевод валютных средств за границу без объяснения причин на сумму до 5 тыс. долларов США в месяц;

— привлечение к участию в капитале коммерческих банков новых собственников, в том числе иностранных, в рамках определенной доли в общем капитале банковской системы;

— создание внутренних финансовых рынков: валютного и денежного – немедленно.

II. Предпринимательство и инвестиционный климат

14. Частный сектор, малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели, те, у которых еще не пропало желание делать бизнес в Туркменистане, в настоящее время предпочитают работать «в тени» по причине разного рода ограничений, запретов, двусмысленного толкования многих положений законодательства, беззащитности перед произволом чиновников, невозможности защитить себя в суде. Как следствие, страна не получает огромного вклада, который они могли бы внести в ее развитие. Для примера, в развитых странах негосударственный сектор производит до 70% валового внутреннего продукта, в то время как в Туркменистане он, даже по данным официальной насквозь недостоверной статистики, дает не более 20%. Изменение этой ситуации является одним из наиболее важных приоритетов новой экономической политики.

Ниже перечислены меры, которые будут реализованы немедленно:

— будут отменены многочисленные бюрократические процедуры регистрации нового предприятия. Регистрация будет носить уведомительный характер, т.е. предприниматель заполнит 1 (одну) легкодоступную форму с указанием своих базовых данных и видами будущей деятельности и отправит ее почтой в налоговую инспекцию по месту юридического адреса предприятия. Налоговая инспекция обязана в 2-недельный срок зарегистрировать предприятие и выдать соответствующий документ вместе с разрешением на соответствующий вид деятельности, выданный Торгово-Промышленной Палатой (ТПП). Получение этого разрешения является обязанностью налоговой инспекции. Выдача этого разрешения является формальностью со стороны ТПП и не может быть им задержана ни по каким причинам. С этими документами предприниматель обращается в любой банк по своему выбору, который обязан открыть ему счет в течение трех дней. В обязанность банка входит извещение налоговой службы о реквизитах счета. С этого момента предприятие готово к работе;

— законодательство будет подвергнуто ревизии для выявления и устранения противоречивых положений. Любой пункт законодательства, препятствующий предпринимательству будет немедленно отменен, тем более что подавляющее большинство таких пунктов принято на ведомственном уровне и не требует одобрения Парламента. Правительство будет находиться в постоянном диалоге с Союзом предпринимателей для координации своей политики в этой сфере, а также для объяснения своей позиции по другим экономическим вопросам, влияюшим на бизнес.

15. Если годовой оборот предприятия не превышает 100 тыс. долларов США в манатном эквиваленте и среднее число работающих не превышает 10 человек, никакой государственный орган не будет иметь права проверять это предприятие в течение 3 лет с момента создания. Исключение только для предприятий питания и медицинского характера, но и в этих случаях проверка может касаться только проверки качества продукции и услуг, предлагаемых людям.

16. Налогообложение для малых и средних предприятий будет максимально упрощено и облегчено. Они будут иметь право выбирать платить обычные налоги или вмененный налог, т.е. фиксированную стандартную сумму независимо от итогов деятельности.

17. Государственная товарно-сырьевая биржа будет упразднена за своей абсолютной ненадобностью. Заключение контрактов и выполнение обязательств по ним будут делом ответственности самих предпринимателей и все хозяйственные споры будут разрешаться только в Арбитражном суде.

18. Будут устранены все ограничения на вывоз восполняемых товаров и сырья местного производства, таких как шерсть, ковры ручной работы, текстиль, овощи и фрукты, вина и т.п. Их вывоз не будет облагаться никакими пошлинами и сборами.

19. Предприятия частного сектора будут иметь равные конкурентные условия с государственными. Они смогут обжаловать в суде любое неправомерное по их мнению решение государственных органов.

20. Совместно с международными финансовыми организациями будет создан специальный Фонд поддержки малого бизнеса и предпринимательства с филиалами во всех областных центрах. Задачей этого Фонда будет являться финансовая, методологическая, организационная помощь малому бизнесу частным товаропроизводителям и в первую очередь в сельском хозяйстве. Руководящий орган данного Фонда будет действовать самостоятельно, т.е. без прямого подчинения исполнительным органам в Туркменистане.

21. Права собственности будут надежно защищены. Собственность священна и неприкосновенна. Государство усовершенствует законодательство в этой сфере и обеспечит его безусловное выполнение.

22. Государство инициирует реформу бухгалтерского учета, чтобы привести его к максимальному соответствию с международными стандартами. Оно также намерено радикально усовершенствовать практику и качество аудита предприятий, внедрить принципы раскрытия информации об их деятельности и ввести стандартные правила корпоративного управления.

23. Меры, указанные в пункте 22 поддержат создание и развитие фондового рынка. Несмотря на то, что появление этого рынка запланировано в среднесрочной перспективе и привязано к темпам приватизации, правительство намерено с самого начала реформы уделять этому вопросу пристальное внимание, подготавливая законодательную базу, инфраструктуру и повышая осведомленность населения о его целях, принципах фукционирования и возможностях участия. Одновременно будет идти подготовка специалистов для работы на рынке.

24. Будет уделено особое внимание созданию национальной страховой системы, способной выполнять следующие социально-экономические функции:

— защита от потенциальных рисков, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики и являющаяся фактором ее стабильности;

— стимулирование расширения предпринимательской деятельности;

— аккумулирование устойчивых и долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики;

— гарантирование банковских вкладов юридических и физических лиц.

III. Социальная политика

Качественное и доступное медицинское обслуживание, полноценное образование детям и молодежи, работа для всех, забота о стариках, пенсионерах и немощных. Это будут приоритеты расходов государственных средств. Все это находится сейчас в катастрофическом состоянии. Важно знать, что это происходит не из-за нехватки денег. Основная причина — в болезненной ненависти преступников у власти к народу Туркменистана, их патологическом желании довести его до скотского, униженного состояния тотальной покорности, создать общество, при котором будет процветать очень маленькая кучка людей у власти, а остальные – существовать на положении рабов. У нашего народа пытаются отрубить корень, оторвать от привычных ценностей и традиций и превратить в бессловесное стадо. Ущерб, нанесенный народу Туркменистана за 20 лет диктатуры колоссален, и мы намерены сосредоточить максимальные усилия, чтобы как можно быстрее восстановить в социальной сфере хотя бы те условия, которые были в советское время и пойти дальше.

В связи с запущенной социальной политикой нынешних властей особое внимание будет уделено финансированию социальных программ и в первую очередь образования и здравоохранения.

25. Современный мир меняется очень быстро и чтобы не отстать от его требований нам будет необходимо высокообразованное население. Поэтому качественное образование крайне важно, мы это отчетливо осознаем и будем всемерно поощрять желание учиться, особенно молодежь. Государство будет готово тратить на эту цель значительные средства из своей казны. Студенты из Туркменистана должны стать привычными обитателями университетских городков по всему миру. Будет принята целевая программа обучения студентов из Туркменистана в иностранных вузах (как в странах СНГ, так и в дальнем зарубежье), куда ежегодно за счет государства будут отправляться сотни студентов. Особое внимание будет уделено компьютеризации школ и подключению к всемирным информационным ресурсам через интернет. Программы обучения будут полностью пересмотрены под современные требования. Восстановится система школа-вуз-аспирантура-докторантура. Наша страна должна стать технически и технологически развитой, с образованным населением.

Школьное, среднее специальное и вузовское образование будут бесплатными. Срок школьного образования будет увеличен до уровня, позволяюшего выпускнику школы поступить в иностранный вуз. Набор в вузы будет увеличен до уровня советского периода. Государство будет всемерно поощрять желание учиться. Труд учителя и преподавателя, одной из самых уважаемых профессий, будет достойно оплачиваться.

26. Качественное медицинское обслуживание будет доступно всему населению. Уже не надо будет приходить в больницу со своими лекарствами, едой и деньгами в кармане, чтобы платить врачам и медсестрам за нормальный уход. Государство позаботится, чтобы врачи, так же как учителя, могли достойно жить. Оборудование медицинских учреждений будет кардинально обновлено, здания капитально отремонтированы или построены новые. Будет активно поддерживаться медицинская наука. Серьезного внимания заслуживает подготовка специалистов, которая катастрофически ослабла в последние годы, утеряв традиции, из-за безграмотной и преступной политики в этой сфере. Государство поддержит частную медицину и не будет вмешиваться в ее ценовую политику.

Почти каждая семья в Туркменистане в той или иной степени ощутила какую угрозу и трагедию несет в себе наркомания. Преступное отношение Ниязова к этой жестокой проблеме являлось сознательным, призванным уничтожить будущее нашей страны, лишив его здоровья. Мы намерены жестко бороться с этой социальной болезнью. Мы уверены, что легче предупредить эту болезнь, чем потом долго и часто безуспешно лечить. Во-первых,используя современные технические средства и международное сотрудничество будет поставлен надежный заслон притоку наркотических средств из-за границы. Во-вторых, мы будем способствовать молодежи в устройстве на учебу и на работу. Безработица как питательная среда для наркомании будет сведена на нет. Государство создаст множество возможностей для занятости. В-третьих, будет развернута активная пропаганда спорта и другого полезного времяпровождения с выделением необходимых средств.

27. Наука, жестоко подавленная Ниязовым и продолжащая оставаться в самом плачевном состоянии, получит снова свой элитарный статус. Поддержка научных исследований будет одним из приоритетов в государственных расходах.

28. Культура и спорт перестанут быть отвергнутыми детьми у государства. Мы приветствуем разнообразие кульурных направлений. Единственное, что будет встречать противодействие и подвергаться цензуре, это пропаганда насилия и низменных человеческих инстинктов. Государство никаким образом не будет навязывать какое-либо свое видение культурного процесса. Наоборот, мы ожидаем свободы творчества от деятелей культуры и приветствуем это.

29. Сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения. Поэтапное, в течение 5 лет, введение платы за коммунальные услуги (газ, тепло, электроэнергию, воду) с дифференциацией согласно доходов семьи. Обеспечение бесперебойности и качества этих услуг. К вопросу платности и бесплатности тех или иных услуг населению. Упоминание о бесплатных коммунальных услугах уже стало штампом официальной бесстыдной пропаганды. На самом деле это бесплатность носит чисто декларативный характер,так как вся коммунальная инфраструктура электро и газоснабжения полностью разрушена а там где действует, то только благодаря усилиям самих жителей.Бесплатные нормы таковы что в лучшем случае хватают семье на 7-10дней.

ОПД «Ватан» выступает за конкретную адресную социальную защиту населения. Этот подход означает одну простую вещь – бедным людям, у которых в силу тех или иных четко регламентируемых причин нет возможности обеспечивать себя и безболезненно оплачивать эти услуги, будут выплачиваться денежные суммы из государственного бюджета. Эти люди уже будут сами принимать решения по своим расходам.

30. Учитывая уровень безработицы, в том числе и в скрытой форме, а также демографические традиции населения, необходима скорейшая разработка и принятие «Трудового кодекса» и других нормативных актов, предусматривающих в первую очередь меры профессионального обучения, создание рабочих мест, трудовых взаимоотношений работника, работодателя и государства.

31. Признавая, что для нормального развития общества необходимо оказание помощи со стороны государства в скорейшем формировании различных общественных организаций, следует отметить первостепенное значение воссоздания активных и действенных профсоюзов.

Воссоздание научных учреждений и научного потенциала страны исходя из потребностей в области экономике, культуры, социальной сферы, информационных технологий, охраны окружающей среды.

Такие меры, по нашему мнению, необходимо предпринять, чтобы гарантировать народу Туркменистана свободу во всех ее проявлениях и вывести страну на путь устойчивого развития. Во многом это техническая работа, которую хорошо знают профессионалы своего дела. Но ничего из перечисленного выше не сбудется, если не будет задействованы энергия и талант нашего народа. И это наша основополагающая идея – дать возможность людям применить эту энергию и этот талант, чтобы обеспечить себе достойную жизнь.

Category: Новости, Программа Движения | RSS 2.0 | Give a Comment | trackback

One Comments

  • Чандыр

    Учитывая отсутствие гражданского общества и факта, что ТМ в сильно влияние фактора ПЛЕМЯ прошу обсудить:
    А)Политическое устройство:
    1.Возможность создания палаты представителей с равным количеством от каждого племени и национальных меньшинств.
    2.Невозможность избрания на третий срок представителя одного и того-же племени.
    3.В Иране мощным противовесом президентской власти является Верховная духовная власть, что защищает основы конституции от произвольного истолкования президентом и в случае нарушения может лишить иммунитет президента.Что если такие властные полномочия дать палате представителей?
    В)В экономике:Учитывая горький опыт России от СРП Сахалин-1
    и чтобы не превратиться в рабов в собственной стране,программу приватизации природных ресурсов отложить на 15-20 лет.

Leave a Reply